Прообразом современных металлических гофротруб можно считать проложенную под железнодорожной насыпью в 1875 году в Петергофе магистраль водоснабжения. Решения на базе стальных, железобетонных или асбестовых труб были неприемлемы, при проходе поезда насыпь немного «гуляла», ломая твердые стенки и сварные швы. Но технология производства гофры на трубе из цельнокатаного листа была настолько трудоёмкой, что про изобретение забыли до появления в 50-х годах роликовых прокаточных станков. И снова стальная гофротруба не смогла набрать популярность – был изобретен пластик, ПВХ, из которого отливать трубу оказалось проще, чем гнуть из металла. Но трубы из ПВХ не такие прочные, как металлические, да и подвержены влиянию агрессивных жидкостей, высоких температур, грызунов – поэтому металлическая гофра все равно существовала.
Гофрированная труба из нержавейки, как и сравнительно простой способ её производства, была вновь изобретена в Японии в конце ХХ века. Островная страна часто подвергалась землетрясениям, что побудило ученых искать способы прокладывания подземных коммуникаций, которые были бы достаточно гибкими, чтобы перенести подвижки грунта, и достаточно прочными, чтобы испытывать давление этого самого грунта. Позднее, опыт Японии переняли корейцы, и сегодня именно они являются самым крупным производителем гофротрубы из нержавеющей стали, а название флагманского предприятия этой отрасли – «Kofulso» – во многих странах стало именем нарицательным для любой гофрированной трубы.
Производство современной гофротрубы не является чем-то сложным, полностью производится на автоматических линиях и состоит из таких этапов:
Подготовка сырья – материалом для гофротрубы является специальная стальная лента, из нержавеющей стали, обычно марки SUS 304. Ленту из бухты осматривают на предмет дефектов и подают её начала в станок.
Гибочный станок формирует из ленты цилиндрическую заготовку.
Затем вальцовочным станком формируют выемки и выпуклости. Их шаг и высота не имеет четких стандартов, и задаётся исходя из назначения гофротрубы. Так, для изготовления радиаторов отопления, тёплых полов требуется большая площадь поверхности трубы при малой длине, поэтому ей придается значительный рельеф.
Главный стык сформированной трубы проваривают вольфрамовыми электродами.
Шов проверяют лазерной установкой контроля качества. Толщина шва не должна превышать толщину ленты, из которой изготовлены стенки, более чем на 60%.
Далее производят термообработку трубы. Изделия для разных сфер применения обрабатывают по-разному, например, для прокладки комплектующих отопительных систем трубу нагревают до 1150оС, затем остужают до 200-400оС. Термообработка придаёт изделию дополнительную пластичность.
После окончательного остывания трубу нарезают на отрезки – бухты. Обычная длина бухты – 50 метров, сечение трубы может составлять 1,5, 2, 2,5, 3,2 сантиметра. Производство бухт значительной длины позволяет использовать меньше соединительных элементов (фитингов) при укладке. Незначительная толщина стенки (около 1/3 мм), благодаря гофрированию позволяет изделию быть довольно прочным к сжатию, тем не менее, осуществляя значительную экономию металла.
Финальный этап производства заключается в проверке герметичности трубы под давлением в 10 атмосфер.
Сами трубы не подвергаются процедуре обжига, речь идет только о материале стальной ленты, из которой изготавливается труба. Суть отжига стали – её нагрев в специальной печи выше температуры рекристаллизации (точка, когда сталь становится гибкой, как пластилин, но еще не жидкой), выдерживании в этой температуре в течении 15-20 минут, и плавном остывании до комнатной температуры, зачастую вместе с печью. После такой обработки структура стали теряет анизотропность, изделие становится более пластичным.
Визуально отличить гофротрубы из отожжённой и неотожжённой ленты невозможно, следует обратить внимание на маркировку. Нержавеющая сталь не вступает реакции с другими сталями и пластиком, поэтому отожжённые и неотожжённые трубы совместимы между собой и трубами из других материалов, равно как и с соединительными фитингами.
Важное и единственное отличие отожжённых и неотожжённых труб – гибкость. Неотожжённые трубы значительно гибче, что даёт возможность прокладывать их в ограниченных пространствах, со множеством изгибов. Трубы из нержавеющей ленты без обжига более прочные и жёсткие, их место применения – прямые участки трасс значительной протяженности.
Такие трубы не накапливают накипь на внутренних стенках, могут выдерживать температуры до 100-150 оС, при этом, не претерпевая тепловых деформаций. Нержавеющая сталь не подвержена коррозии, долговечность этого материала позволяет производителям давать гарантию качества на трубы до 20 лет.
Трубы обладают большой гибкостью, удобны при монтаже в сложных местах, при изгибании внутренний просвет трубы практически не изменяется, что помогает избежать появления засоров в «коленцах».
Труба из гофрированной нержавейки имеет большую теплопроводность и теплоотдачу, что является плюсом при изготовлении радиаторов отопления, прокладке тёплых полов. Но этот фактор может быть и минусом – гофротрубы нередко требуют утепления.
Стенки гофротрубы, несмотря на её общую прочность, довольно тонки, это является плюсом с точки зрения экономии стали и цены изделия, однако трубу нужно беречь от ударов острыми и колючими предметами, желательно путем помещения в специальный короб. Впрочем, это можно сделать и в эстетических целях. Также следует помнить, что нержавеющая сталь – отличный проводник электричества, поэтому, для нейтрализации блуждающих токов и статического электричества трубу лучше заземлить.
Корзина пуста
Роман Михайлович Матюшенко Директор
Артем Солодовник Региональный менеджер
Владимир Бычков Технолог
Алексей Крамарь Региональный менеджер
Александр Казанцев Региональный менеджер
Алексей Булдаков Региональный менеджер
Родион Высоцкий Региональный менеджер
Анастасия Сулимова Региональный менеджер
Диана Каркавина Специалист по закупу ВЭД
17.01.2024 Новость дня
Супер Акция До конца Января