Азы кузнечного дела

Категории
Оглавление
  1. Азы художественной ковки
  2. Что такое ковка металла
  3. Машинный и ручной метод ковки
  4. Ковка на штампе и свободная
  5. Горячая и холодная ковка
  6. Используемые материалы
  7. Инструментарий

Азы художественной ковки

Ковка – один из самых старых способов обработки металла, если не старейший. Но и в наше время, несмотря на множество других автоматизированных способов работы с металлом, кованые изделия пользуются популярностью.

Перила, ворота и ограды, мебель, как для интерьера, так и для сада, оконные решетки – эти и многие другие предметы изготавливаются кузнецами, и эта художественная ковка позволяет получить настоящие произведения искусства. Дизайнеры разрабатывают индивидуальные проекты, и по ним создаются уникальные предметы, которые будут радовать не одно поколение владельцев.

Тем, кто хочет выразить себя в древнем ремесле кузнеца, следует начинать с ознакомления с технологиями ковки, видами металлов, их свойствами, а также с используемым инструментарием.

 

Что такое ковка металла

Ковка – это разновидность механической обработки металла прессованием. Да, удар молота – это прессование. Целью процесса является получение детали с заданной формой, размером. Незавершенные детали называются «поковка».

Художественная ковка – творческий процесс, в результате которого кузнец создает предметы интерьера, быта, наружных и строительных конструкций, обладающие определенной художественной ценностью. Благодаря ручной работе, эти изделия уникальны, отражают не только задумку заказчика или дизайнера, но и мастерство, индивидуальный почерк кузнеца.

 

Машинный и ручной метод ковки

Ковка бывает ручная и машинная. Машинная, автоматическая ковка основывается на работе прессов с паровым, пневматическим или гидравлическим приводом. Благодаря тому, что механические прессы позволяют прилагать усилия, несоизмеримые с ударом молотобойца – ковка может быть не только горячей, но и холодной.

Так, масса ударной части гидравлического молота – около 8 тонн, а пресс может развивать усилие до 200 кг на квадратный сантиметр. Все это позволяет ковать многотонные заготовки, что актуально в машиностроении, а также при производстве серийных изделий. Ярким примером холодной ковки являются так и называемые «холоднокованые» автомобильные диски.

Ковка вручную – это творчество, художественная работа кузнеца. Конечно, и при ручной ковке используются станки, сейчас редко встретишь пару кузнец-молотобоец, последнего с успехом заменяют пневматические молоты.

 

Ковка на штампе и свободная

Ковка на штампе используется при серийном производстве, получаемые детали имеют заданные параметры, благодаря тому, что возможность деформации ограничена матрицей, а воздействие опосредовано через пуансон и всегда имеет одно и то же направление.

При свободной ковке, наоборот, воздействие непосредственное, и получаемая деформация сильно зависит от направления и силы удара, при этом саму заготовку ничто не ограничивает. Именно такой метод и используется в художественной ковке, когда целью является получение уникальной работы.

 

Горячая и холодная ковка

Ковка с нагревом заготовки называется горячей, если привести точное определение – это «высокотемпературный процесс воздействия на металлическую заготовку». Температура, при которой заготовка становится податливой – ковочная температура. У разных металлов и сплавов она разная. Так, у алюминия одна из самых низких ковочных температур – 400 оС, а у титана одна из самых высоких – 1800 оС.

Интересно заметить, что в старину в кузницах всегда царил полумрак. Это из-за того, что кузнецы определяли температуру заготовки визуально, по свечению и цвету, основываясь на опыте. И сейчас, несмотря на наличие различных высокотемпературных термометров, мастера художественной ковки также оценивают температуру металла «на глаз».

Конечно, в художественном, ручном процессе точность соблюдения температурного режима не так важна, ведь требования к допускам у изделий эстетического характера меньшая, чем, скажем, при промышленном производстве деталей.

Развенчаем миф – в художественной ковке вручную не применяется технология холодной ковки. Зачастую изделия, заявленные как холоднокованые – просто сварные. Без достижения ковочной температуры что заготовка, что ударный инструмент будут иметь поверхность одинаковой прочности.

Это приводит к так называемому «рикошету», в результате которого выходит из строя оборудование, а при работе молотом кузнец рискует получить хроническую травму запястий. Максимум,  что можно сделать с заготовкой вручную в холодном виде – согнуть. На жаргоне это так и называется – гнутьё.

 

Используемые материалы

Главной характеристикой металла в художественной ковке является ковкость. Для сталей здесь действует простое правило – чем больше содержание углерода, тем меньше ковкость (инструментальные, конструкционные стали). Стали с содержанием углерода до 0,2 процента являются низкоуглеродистыми и прекрасно подходят для ручной ковки.

Медь и сплавы с её содержанием также традиционно считается отличным материалом – обращаясь к истории, заметим, что обработка металлов стала интенсивно развиваться с наступлением эпохи бронзы. Но медь и её сплавы довольно дороги, поэтому её используют для изготовления предметов быта и интерьера, а, скажем в производстве ворот, оград отдают предпочтение стальным материалам.

Материал для ковки может поставляться в виде прутков, проволоки, полос, заготовок с 6 и 8 гранями, профилей, труб и пр.

 

Инструментарий

Горн, несомненно, является сердцем кузни. Это печь для нагрева заготовок, для доставки воздуха в зону сгорания используются электровентиляторы, которые пришли на смену архаичным мехам. Размеры горна и используемое топливо напрямую зависят от размеров обрабатываемых деталей.

Так, для небольших заготовок подойдет горн на газу, а вот для нужд кузнечной промышленности требуется ископаемый уголь – его температура сгорания намного выше – 900-1800 °С, что позволяет работать с массивными изделиями.

Как свободная ковка, так и ковка на штампах сейчас автоматизируется пневматическим молотом. Для нужд художественной ковки используют молоты с массой падающей части 40-150 кг, и быстродействием до 250 уд/мин.

«Рабочим столом» кузнеца является наковальня. Большинство мастеров предпочитают двурогий её вариант, с округлым рогом, охвостьем плоской формы и рядом технологичных отверстий. Рабочая поверхность, на которой происходит процесс ковки, называется «лицо».

Также необходим рихтовочный стол с максимально твердой, эталонно ровной поверхностью, дял правки формы и поверхности изделий, сборочный стол для сборки и сварки сложных составных изделий.

Молоты, кувалды, ручники – как правило, набор инструмента подбирается кузнецом индивидуально, в зависимости от сферы деятельности и личных предпочтений. Стартовый набор рекомендуем такой: ручники – 2-3 шт, вес 0,5-2,5 кг. Молотки – также 2-3 шт, весом от 1,5 до 3 кг. Кувалды – 1 или 2, вес 4-9 кг.

( 5 )
Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя*
Email
Введите комментарий*

Роман Михайлович Матюшенко Директор

Артем Солодовник Региональный менеджер

Владимир Бычков Технолог

Алексей Крамарь Региональный менеджер

Александр Казанцев Региональный менеджер

Алексей Булдаков Региональный менеджер

Родион Высоцкий Региональный менеджер

Анастасия Сулимова Региональный менеджер

Диана Каркавина Специалист по закупу ВЭД

| | | |

17.01.2024 Новость дня

Супер Акция До конца Января

Технолог
| | |
Региональный менеджер
| | |
Региональный менеджер
| | |
Региональный менеджер
| | |
Региональный менеджер
| | |
Региональный менеджер
| | |
Региональный менеджер
| | |
Специалист по закупу ВЭД
| | |
Директор
| | |
Бот AI