Принцип работы станков лазерной резки металла обязательно предусматривает подачу в рабочую зону струи сжатого газа. Суть резки состоит в расплаве металла по определенной траектории реза с последующим удалением капель горячего расплава, для получения аккуратной кромки. Сфокусированный лазерный луч плавит металл, а струя газа удаляет металл. Но роль газа не сводится только к функции «пылесоса», он, наравне с лазером, важный участник производственного процесса.
Как мы уже замечали, одной из важнейших функция является удаление капель расплава.
Вторая важная функция струи газа – охлаждение. В первую очередь охлаждение необходимо краям линии реза, ведь лазерная резка имеет значительное преимущество перед другими способами – отсутствие деформации заготовки, как от воздействия инструмента, так и тепловой. Благодаря принудительному охлаждению нагревается только линия реза, а окружающий ее материал имеет незначительный нагрев.
Кроме того, струя газа сбивает образование очага плазмы, который может исказить направление проходящего сквозь него лазерного луча, что приведет к непредсказуемым последствиям.
Линза лазерной установки – нежная оптика с микронными допусками, поэтому охлаждение требуется не только материалу, но и ей. Тепловая деформация линзы, и осаждение паров металла на неё недопустимо.
Газ также участвует или не участвует в сопутствующих химических реакциях при резке. Для разных материалов подходит тот или другой вариант:
Активный газ ускоряет процесс резки, вступая в реакцию с расплавом материала детали.
Инертные газы сами не реагируют с зоной реза, и при этом вытесняют воздух, не давая ему вступить в химико-термическую реакцию.
Газы, применяющиеся в качестве сопутствующих, делятся на четыре вида: активные (кислород), условно инертные (азот), настоящие инертные (гелий, аргон) и воздух.
На расход газа влияют многие факторы, такие как его чистота, давление, диаметр сопла подачи, мощности луча, толщины материала.
Этот газ применяют при резке легированных и низколегированных, углеродистых сталей.
Будучи окислителем, кислород активно вступает в термохимические реакции. При его участии процессы протекают быстрее, повышая выделение тепла, поэтому повышается скорость реза.
Главный минус применения кислорода – окисляемость кромок линии реза, что приводит к браку изделия. Для черных сталей этот процесс может управляться путем тщательного расчета допустимой мощности луча, но в случае с другими сталями кислород неприменим.
Подача кислорода должна быть строго дозирована, поэтому в современных станках предусмотрено две магистрали подачи газа – общая с регулировкой скорости давлением, и для кислорода, интенсивность подачи которого регулируется автоматикой через прецизионные задвижки.
В металлообработке азот считается условно инертным газом. С точки зрения химии азот не инертен, он вступает в реакции со многими другими элементами. Но именно реакции окисления и горения, которые и стремятся предотвратить при раскрое металла лазером, азот не поддерживает. Азот применяют для резания нержавеющей стали, алюминия, никеля, легированных сталей.
Помимо того, что азот сам не вступает в реакции окисления, его струя, подаваемая в зону реза, вытесняет из нее воздух, в котором присутствует кислород. Естественно, без доступа кислорода разрез получается ровным. Особенно это становится актуальным при резке алюминия. Еще несколько десятилетий назад мощность станков была ниже, чем сейчас, и резать алюминий приходилось в кислороде, который увеличивал температуру под лучом. Края получались неровными, с заусенцами и требовали дополнительной механической обработки. Это приводило к снижению производительности и удорожанию алюминиевого производства. Сейчас, благодаря доступности мощных лазеров, алюминий режут в азоте, одним приёмом.
Аргон и гелий инертны как с точки зрения металлургии, так и химии. Они не вступают в реакции с расплавом, и вытесняют остальные газы. Если для алюминия реакция с азотом не приведет к заметным последствиям, то в случае с титаном всё намного сложнее.
Титан вступает в реакцию с азотом, при этом образуя объёмные кристаллические оксиды, правда, довольно хрупкие. Даже после их удаления, поверхность детали остаётся губчатой, металл из микропор «ушёл» на создание оксидов. В азоте нельзя резать титан, зато в истинно инертных газах, которые, впрочем, несколько дороже – можно. С точки зрения стоимости гелий и аргон применяют в резке титана только тогда, когда к качеству поверхности предъявляются повышенные требования.
Этот способ самый дешёвый, ведь воздух даже не нужно запаковывать в баллоны, его можно брать из окружающей атмосферы и подавать в область резки компрессором. Но воздух лишен главных преимуществ как азотной, так и кислородной резки, сохраняя все их недостатки.
В атмосферном воздухе присутствует кислород, значит, производительность раскроя металла увеличится, но незначительно, т.к. кислорода всего лишь 20%. В некоторых случаях экономия на кислородных баллонах перекрывается затратами электроэнергии на более длительный процесс резки. Кроме того, работа компрессора требует замены масла и воздушных фильтров, что также ведет к расходам.
Присутствие кислорода, пусть и в меньшей пропорции, всё равно ведет к окислению краёв металлов, что делает воздух непригодным для резки того же алюминия или титана.
Использование воздуха в качестве сопутствующего газа не дает возможности сделать ровный срез без заусенцев на достаточную глубину. Поэтому воздух применяют для раскроя листов не толще 3 мм, а при условии качества поверхности отреза толщина детали не должна превышать 1,5 мм. Для резки металла такой толщины достаточно компрессора с производительностью до 10 атмосфер. Для азотной резки и резки в инертном газе это значение в 2-3 раза выше.
Корзина пуста
Роман Михайлович Матюшенко Директор
Артем Солодовник Региональный менеджер
Владимир Бычков Технолог
Алексей Крамарь Региональный менеджер
Александр Казанцев Региональный менеджер
Алексей Булдаков Региональный менеджер
Родион Высоцкий Региональный менеджер
Анастасия Сулимова Региональный менеджер
Диана Каркавина Специалист по закупу ВЭД
17.01.2024 Новость дня
Супер Акция До конца Января